ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
"БОЕВАЯ СЛАВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"

 
 

 
 


Нагорный Карабах

   Истоки карабахской проблемы относятся к 1918 году  правительство Азербайджана заявило претензии на ряд областей Армении в том числе - на Карабах. Народ Кара6аха никогда не отказывался воссоединиться с Арменией. Попытки решить эту проблему предприни­мались, неоднократно. Во второй половине 1987 года в области прошел своеобразный референдум, в поддержку воссоединения с Арменией было собрано свыше 80 тысяч подписей.
    Началом современного конфликта с грузинами южные осетины считают ноябрь 1988 г., когда в Грузии были приня­ты законы, дистанцировавшие ее от СССР. 20 сентября 1990 г. областной Совет народных депутатов ЮОАО принял декларацию «О суверенитете Южной Осетии», провозгласившую преобразование ее в Юго-Осетинскую Советс­кую Республику. В ответ 13 декабря ВС Южной Осетии приостановил действие всех грузинских законов, противоречивших законо­дательству СССР.
   В начале января 1991 г. в Цхинвали были введены части грузинской милиции и отряды неформалов. Поскольку органы МВД СССР оставались безучастными, осетины начали организовывать отряды самообороны и оказывать сопротивление. 7 января 1991 г. президент СССР М.С. Горбачев решил вмешаться и объявил все законодательные акты, принятые в Грузии и Южной Осетии в декабре 1990 г., лишенными силы. Это еще больше раскололо Грузию.
   Все эти события развивались на фоне грузино-осетинского вооруженного противостояния и режима военного положения. В течение 1991-1992 гг. обе стороны потеряли сотни человек убитыми, десятки тысяч оказались в положении беженцев. 10 ноября 1996 г. в Республике Южная Осетия впервые прошли выборы президента.
    20 февраля 1988 года Областной Совет Народных Депутатов НКАО (Нагорно-Карабахской Автономной Области) подвел итог референдума по вопросу о государственной принадлежности Карабаха. События последующих трех месяцев в Армении и Нагорном Карабахе развивались в крайне нежелательном для Москвы русле. Именно в эти месяцы окончательно определилось противостояние, обусловившее все последующие действия союзного руковод­ства. Армения оказалась первой из "взбунтовавшихся республик" и ей, вместе с Нагорным Карабахом, была уготована участь полигона для отработки средств подавления демократических движений в условиях перестройки.
   История Нагорного Карабаха с 15 января 1990 года, со дня установления режима чрезвычайного положения, заслуживает особого, детального рассмотрения, невозможного в рамках краткого обзора этапов карабахского кризиса. Особо следует отметить целенаправленную антиармянскую пропаганду в казармах; соответствующая психологическая обработка и атмосфера полной безнаказанности открыли путь всевозможным актам насилия, вымогательства и прямого грабежа.
   К осени 1990 года положение в Нагорном Карабахе обострилось еще сильнее. В соответствии с общеполитической ситуацией в Закавказье ужесточилась блокада Армении. Армянские отряды самообороны на границе с Азербайд­жаном и в Нагорном Карабахе были объявлены основным источником дестабилизации обстановки во всем регионе. Провал августовского путча резко изменил политическую и военную ситуацию в Карабахе. Программа всеобъемлющего политического разрешения карабахского кризиса в Железноводске не рассматривалась. В этих условиях любые миротворческие усилия за­ведомо оказывались обреченными на провал.
   Между тем карабахский кризис постепенно начинал привлекать внимание мирового сообщества. Этому способствовал развал СССР, провозглашение независимости бывших союзных респуб­лик, принятие большинства из них в ООН, Совещание по безопасности и сотрудничеству стран Европы и другие международные организации. Конфликт утратил статус внутриполитической проблемы СССР и мог стать объектом международных миротворческих усилий.
   Разрешение карабахского кризиса невозможно до тех пор, пока азер­байджанское руководство не откажется от применения военной силы. Нагорный Карабах является не объектом, а субъектом конфликта  и любые переговоры о мирном урегулировании без участия в них полномочных представителей Нагорного Карабаха окажутся безрезультатными. Однако наиболее серьезным фактором, препятствующим разрешению карабахского кризиса, является нестабильность политической ситуации в СНГ и в Российской Федерации. В осо­бенности отчетливо это проявилось в карабахском кризисе.

Чечня

   По поводу жестоких и разрушительных российско-чеченских войн (1994-2004) на стыке двух веков довольно часто возникают вопросы: каковы же основные при­чины возникновения этой трагедии и кто, главные ее виновники?

Глубинные причины

Возникший в этом регионе один из первых в мире нефтегазовый комплекс После распада СССР, ухода из республики советских войск на территории были оставлены огромные запасы различных видов оружия, особенно стрелкового Отсутствовало согласие и единство внутри республики В средствах массовой информации необъективно освещались причины происходивших в то время событий Внезапно народ, долгое время подвергавшийся дискриминации во всех сферах жизни, получил свободу

12 мая 1997 г. "Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и   Чеченской   Республикой Ичкерия" .
5 марта 1999 г. Похищение генерала Шпигуна в грозненском аэропорту.
2 августа 1999 г. Начались бои в Цунзимском районе Дагестана.
4 сентября 1999 г. Взорван жилой дом в г. Буйнакске.
23 сентября 1999 г. Нанесена новая серия бомбовых ударов по территории Чечни.
5 октября 1999 г. А. Масхадов подписал указ о введении военного положения.
Февраль 2000 г. Органы Генпрокуратуры РФ возбудили уголовное дело против А. Масхадова.
25 марта 2000 г. Проведение в Чечне президентских выборов.
12 июня 2000 г. Подписан указ о назначении на должность главы республики Чечня А. Кадырова.
Вторая половина 2000 г. По Чечне прокатилась волна кровавых "зачисток".

 

На верх

 
 
  Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн
ул. Вильского, 11, т.46-94-13
Центр медико-психологической реабилитации для ветеранов боевых действий
пр. Мира, 99, т.21-65-47